В этом номере мы продолжаем серию статей под общим названием "Будущее хмельницкого футбола за частным капиталом". С помощью испробованных инструментов менеджмента и маркетинга попробуем вообразить модель функционирования профессиональной команды Хмельницкого в контексте развития Любой бизнес-проект требует глубокого изучения, основанного на современных инструментах маркетинга и менеджмента. И нет принципиального значения, что это будет: жилой комплекс, стадион, или создание профессионального футбольного клуба. Соответственно, в этой публикации мы вновь обратимся к тем механизмам, согласно которым многие европейские футбольные клубы снискали для себя лавры успешных бизнес-структур. Разговор вновь пойдет о спортивном маркетинге.
Прежде чем рассматривать проект, как прибыльный, в первую очередь стоит обратить внимание на строительство материально-технической базы. В данном случае, мы вновь обратимся к данным бизнес-проекта строительства в Хмельницком спортивно-комерческого комплекса "PODILLYA CENTRUM". Кто следил за прошлыми публикациями, вероятно, помнит, что "PODILLYA CENTRUM" - это огромный комплекс, главными объектами которого, согласно проекта, есть комфортабельный стадион на 20000 зрителей и крытый спортивный комплекс на 3500 зрителей. Сперва отметим, что в основу данного проекта заложен абсолютно новый, нетрадиционный для Украины подход к организации, проведению спортивно-коммерческих мероприятий, основной составляющей которых, является наличие современного спортивного сооружения. Комфортабельный стадион, в совокупности с целым комплексом спортивно-развлекательных и коммерческих сооружений создает прекрасные предпосылки для развития большого бизнеса. Тот факт, что профессиональная деятельность в спортивной индустрии приносит огромные прибыли - общеизвестно, но это в большей мере касается стран Западной Европы, США. В странах постсоветского пространства, в том числе и в Украине, этот процесс находится в стадии зарождения, и лишь в последние несколько лет владельцы спортивных клубов прикладывают много усилий, чтоб повысить статьи доходности. Во многом это стало возможным благодаря успешным выступлениям украинских команд в Европе, обмену знаний и опытом между руководителями клубов. Несмотря на кризисные явления, аппетиты людей, к зрелищу, не поубавились. К примеру, в той же Англии количество футбольных болельщиков на стадионах наоборот увеличилось. Но излишне напоминать любовь англичан к спорту №1. А, что же делать в Украине, где наполняемость трибун спортивных сооружений, далека от максимального показателя? Вот тут возникает вполне закономерный вопрос, о создании комфортных условий пребывания зрителя на стадионе, ведь все больше людей становятся активными участниками разных спортивных событий, поэтому и потребность в спортивном маркетинге существенно возрастает. А понятия, спортивный маркетинг и маркетинг в целом, является мощной составляющей функционирования клубов, в структуру которых входят современные спортивные сооружения. К сожалению, значительная часть директоров, руководителей команд Украины по игровым видам спорта, слабо знакома, с инструментами спортивного маркетинга, в основном полагаясь на финансы мецената или государственных властей. О собственном заработке во время матчей внутреннего первенства речь практически не шла. Исключения составляют разве что футбольные "Шахтер" и "Динамо", да и то во многом благодаря выступлениям в Европе. А ведь если поразмыслить, то это вполне реально, необходимо лишь учитывать ряд обязательных критериев, таких как: - наличие комфортного стадиона, который должен включать целый комплекс спортивно-развлекательных сооружений (приложив определенные усилия, стадион можно превратить в доходное заведение, ведь большинство объектов спортивного назначения имеет "инвестиционную составляющую" - то есть в комплексе с ними появятся коммерческая и жилая недвижимость); - спорт - это в первую очередь зрелище, эмоции. Важным критерием является создание эмоционально насыщенной атмосферы, где главенствующие роли занимает успешная игра команды; - постоянный контакт с болельщиками, зрителями посредством спортивного маркетинга и менеджмента; - слаженная и эффективная работа всех подразделений в структуре спортивно-коммерческого комплекса "PODILLYA CENTRUM" или отдельно взятого футбольного клуба.
Большинство объектов спортивного назначения имеет "инвестиционную составляющую" - то есть должен быть представлен целый комплекс дополнительных объектов коммерческого, развлекательного, спортивного характера, если строить деятельность в плоскости бизнеса. Этот процесс требует затрат значительных усилий, продуманной маркетинговой политики, существенной оптимизации растрат, эффективного управления. Бизнес в сфере спортивной деятельности в Украине еще совсем "сырой", но многие аналитики делают акцент на его перспективности. И если в направлениях коммерческой, развлекательной деятельности, входящих в структуру клубов, ясность присутствуют, хотя и туманная, то в сфере спортивной деятельности ситуация не ахти. Многие менеджеры клубов в силу низкой осведомленности в сфере маркетинга, менеджмента, управления, организации работы сводят, на нет, усилия хозяев развить достаточно прибыльный вид бизнеса. А ведь нам есть с кого брать пример: Англия, Испания, Италия, Германия, США. Необходимы лишь знания в экономической сфере, а технологию введения бизнеса всегда можно изучить. Не секрет, что во всем мире спортивная индустрия служит средством зарабатывания денег и основную доходную часть бюджетов многих клубов формируют именно болельщики. Но на Западе стадионы включают в себя целые развлекательные комплексы и для болельщиков создаются комфортные условия для досуга и качественной траты денежной массы. Это своего рода козырь для создания бизнес-среды. Вот поэтому в странах Евросоюза спорт уже давно стал важным социальным аспектом и частью большого бизнеса. В Украине в направлении строительства комплексных стадионов, пока что продвинулись лишь Днепропетровск и Донецк. Следом за ними с существенным отставанием Киев и Харьков. Доходной частью бизнесовой деятельности клубов есть продажа телевизионных прав, спонсорство и совершенно новое направление - зарабатывания на эмоциях, но это возможно лишь в случае выступления команд, как минимум, в передовых чемпионатах страны. В бизнес-среде подольского региона для эффективного функционирования СКК "PODILLYA CENTRUM" необходимо обратить внимание на ряд стратегических действий. Положительный имидж объекту, а с ним и успех в бизнес-деятельности может создать, к примеру, футбольный клуб "Подолье" при наличии соответствующей инфраструктуры. Важной структурной единицей является наличие закрытого спортивно-коммерческого манежа. Есть предложение направить усилия на создание новой, как для Украины формы хозяйствования футбольной команды - холдинг открытое акционерное общество "Народная команда "Подолье"", с вхождением в его систему предприятий малого и среднего бизнеса. Если на протяжении 2-5 лет удастся заложить серьезный фундамент в виде объектов инфраструктуры, следующие шаги ОАО "Народная команда "Подолье"" можно направить на создание мощного социально-бизнесового проекта, который бы имел влияние не только на территории Хмельницкой области, но и в Украине. Но это предложение требует детального изучения. Механизмы создания инфраструктуры Эффективное функционирование команды возможно при слаженной работе всех структурных единиц. При этом не нужно забывать о ряде стратегических действий в финансовой сфере, инфраструктуре. Правовой статус функционирования - открытое акционерное общество ОАО "Народная команда "Подолье" в Украине достаточно новый. Относительно подобной модели хозяйствования уже задумались в Львове и Донецке. В то же время, специальные шаги предусматривают активное привлечение к проекту создания футбольной команды органов исполнительной власти, которые могут приложиться к урегулированию его материальных аспектов и других факторов, путем вхождения в состав ОАО. Также проект создания ОАО предусматривает возможное привлечение других небезразличных к хмельницкому футболу структур, юридических и физических лиц. Тем не менее, контрольный пакет акций в количестве 50+1 или больше, должен оставаться в руках учредителей. Привлечение исполнительной власти также направлено на консолидацию, приведение, к единственной юридической структуре и цельному использованию ряда объектов спортивного и хозяйственного назначения Хмельницкой области и областного центра. В силу экономических изменений и потрясений последние 18 лет, объекты, формально находясь в разной собственности, или фактически не используются и разрушаются, или используются в нецелевой способ, или практически не приносят прибыль своим владельцам. Объединенные в ОАО ФК "Подолье" и после вложения определенных средств, они бы выполняли свои функции, как для непосредственно спортивной деятельности, так и финансово-материального обеспечения. Перспективы развития ОАО "Народная команда "Подолье" Если в течение первых 2-5 лет акционерам удастся заложить серьезный фундамент ОАО "Народная команда "Подолье" в виде современного СКК "PODILLYA CENTRUM", следующие шаги могут быть в направлении создания на базе действующего ОАО мощного социально - бизнесового проекта. Достижению таких результатов должны способствовать следующие мероприятия: - повышение эффективности работы собственной ДЮСШ, специалистов клуба; - привлечение к сотрудничеству в отрасли рекламы мощных общеукраинских рекламных и промо-агентств; - расширение организационных и технических возможностей собственной студии за счет приобретения современной ПТС (мобильный телевизионный студийный комплекс), заключение соглашений с известными бродкастерами и интернет - провайдерами; - рост популярности печатных и интернет-изданий клуба; - эффективное управление. Согласно финансовой части проекта, прогнозируется, что футбольный клуб "Подолье" со временем будет самоокупный, в результате своей деятельности. Статьи наполнения бюджета ФК "Подолье": - продажа билетов, абонементов на футбол; - организация поездок для болельщиков на выездные и домашние игры; - продажа атрибутики; - торговая деятельность во время проведения домашних матчей; - рекламные и спонсорские деньги; - продажа трансфертных прав; - иные мероприятия; - благотворительные взносы; - привлечение средств инвестора в случае необходимости и обоснованности. Перспективные направления деятельности руководства клуба: - создание развесистой системы предприятий малого и среднего бизнеса за счет вхождения на разных условиях к ОАО "Народная команда" Подолье"; - участие в национальных и общегосударственных инновационных проектах в отраслях связи, коммуникаций, услуг; - создание банковско-финансовой группы "Подолье"; - привлечение к ОАО новых акционеров; Продолжение следует
|